ПРОГРАММА повышения качества образования на 2016-2021 учебные годы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Центр образования Смородинский» (МКОУ «Центр образования Смородинский») 301626, Тульская область, Узловский район, село Смородино, д.220 телефон 8(48731) 9-81-30, 5-02-05 E-mail: smorodinskiy.uzl@tularegion.org
|
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета |
УТВЕРЖДЕННО Директор ____________В. М. Мастеркова Приказ __________2016 г. № ___ |
ПРОГРАММА
повышения качества образования
на 2016-2021
учебные годы
2016
1 раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования в качестве основных задач модернизации российского образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и умений, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в качестве основных направлений модернизации общего образования выделяет:
· личностную ориентацию содержания образования;
· деятельностный характер образования,
· направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
· усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
· формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
· усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков.
Задачи, сформулированные в стратегических документах Правительства РФ в качестве социального заказа, сложны. На первый план выдвигается необходимость повысить качество современного образования.
Результаты проведенных в последние годы итоговых аттестаций в МКОУ «Центр образования Люторический», позволяют сделать неутешительные выводы о наметившейся тенденции к некоторому снижению качества обучения, несоответствия его современным требованиям.
Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе педагогической деятельности.
Исходя из анализа качества обучения, многие проблемы остаются неразрешенными:
· высокий возрастной ценз педагогического состава и как следствие отсутствие у педагогов мотивации к саморазвитию;
· значительная часть опытных педагогов не использует современные средства, способы и механизмы, способствующие повышению обученности учащихся, т.к. базовая подготовка педагогов ограничивается освоением традиционных методик обучения, которые не способствуют условиям работы в инновационном режиме;
· не в полной мере реализуется дифференцированный подход при организации обучения в классе.
· отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием
· отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении
Составляющими современного, востребованного обществом качественного образования, являются:
· владение информационными технологиями;
· умение заботиться о своем здоровье;
· умение вступать в коммуникацию;
· умение решать проблемы.
Качество обучения учащихся может быть повышено, если будут обеспечены соответствующие педагогические условия:
- создание педагогической системы, ориентированной на достижение высокого качества обучения;
- развитие у обучающихся положительной мотивации к обучению на повышенном уровне, к постоянному повышению качества своего обучения;
- осуществление взаимосвязи обучения учащихся с воспитанием и развитием;
- применение личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы;
- создание комфортной психологической атмосферы, благоприятной для обучения.
В соответствии с проблемами сформулированы следующие задачи:
· опираясь на результаты мониторингов, разработать практические рекомендации педагогическим работникам по повышению качества обучения;
· усилить работу цикловых объединений в организации повышения мастерства учителя по теме самообразования через формы, способствующие презентации профессиональной деятельности педагога, в том числе через организацию посещений уроков по определенной тематике;
· более эффективно организовать работу с одаренными детьми (мотивировать учителя на создание условий для исследовательской, проектной деятельности учащихся);
· разработать требования к профессиональному Портфолио педагогического работника – механизму предъявления педагогического опыта на дошкольном и школьном уровне;
· вести четкий контроль и отслеживание работы педагогических работников по освоению образовательных технологий;
· информировать учителей и воспитателей об инновационных технологиях, обеспечивающих развитие у учащихся общеучебных навыков и умений, творческих способностей;
· развитие у педагогов и обучающихся современных информационно-коммуникативных навыков;
· усилить роль школьного самоуправления в решении учебных и воспитательных задач;
· осуществлять интегрирование дополнительных программ в общеобразовательные программы;
· усилить профориентационную работу по выбору будущей профессии выпускников и целесообразности выбора того или иного профиля в профильном обучении на 3 ступени;
· мотивировать обучающихся на приобретение устойчивых навыков на ведение здорового образа жизни и сохранения своего здоровья.
Целью программы является обеспечение повышения качества образования в МКОУ «Центр образования Люторический»
Достижение цели Программы предусматривается через направления, формы, методы и приемы деятельности членов педагогического коллектива, цикловых объединений, Методического совета школы и администрации, наработанного педагогическим коллективом опыта, имеющихся достижений и выявленных проблем.
Программа построена по следующим разделам:
1 раздел – Пояснительная записка
2 раздел – Циклограмма трехлетнего периода
3 раздел - Основание направления деятельности по реализации программы
4 раздел - Работа учителей с учащимися по повышению качества образования.
5 раздел - Критерии и показатели системы оценки качества образования в МКОУ «Центр образования Смородинский»
6 раздел - Примерный план мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2016-2019 уч. годы
7 раздел - Перспективный план повышения квалификации педагогов до 2019 года
8 раздел - Примерный план-график классно-обобщающих контролей в 2016-2019 учебном году
9 раздел - Взаимодействие дошкольного образования и начального общего образования
Целевые направления программы
- Совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
- Совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- Обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессах;
- Работа с кадрами;
- Работа с родительской общественностью;
- Информатизация школьного пространства;
- Совершенствование материально-технической базы школы.
Понятия и термины
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обес-печения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг – специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Срок и условия действия Программы
Программа рассчитана на 5 лет и предполагает возможность ежегодного совершенствования и корректирования Приложений на основе анализа результатов работы. Контроль реализации программы осуществляется Педагогическим советом школы.
Концептуальные основания разработки, совершенствования и реализации Программы представлены в Пояснительной записке к программе.
Приложения Программы составляют единое комплексное целевое содержание Программы.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы психолого-педагогической диагностики развития обучающихся и контроля за повышением качества образования.
- Создание дидактическо-методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.
- Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.
- Повышение качества знаний обучающихся и среднего балла по результатам реализации образовательных программ.
2 раздел
ЦИКЛОГРАММА ПЯТИЛЕТНЕГО ПЕРИОДА
Этапы Программы |
Компоненты совместной деятельности |
Содержательная характеристика компонентов деятельности |
1 этап- 2016-2017 учебный год - проектно- мобилизационный |
1.Разработка Программы повышения качества образования. |
1. Анализ социального заказа (анкетирование родителей, учащихся) 2. Выявление противоречий между требованиями социального заказа и результатами учебно- воспитательного процесса. 3. Постановка целей и их конкретизация. 4. Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. |
2.Создание условий, необходимых для разработки и освоение Программы. |
1. Овладение методами изучения личности ребёнка, выявление потенциала обучающихся. 2. Кадровое обеспечение реализации программы. 3. Разработка необходимого учебно- методического комплекса. |
|
2 этап- 2017-2020 учебный год- профессионально- поисковый |
1.Работа по изучению личности ребёнка, выявление способностей обучающихся всех возрастных групп. |
1.Выявление способностей обучающихся на всех уровнях обучения. 2. Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей обучающихся. 3. Диагностика профессиональной ориентации учащихся 9 кл |
2.Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования. |
1.Разработка программ подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня. 2.Совершенствование работы предметных кружков, факультативов, проведение предметных недель. 3.Проведение интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов. 5.Создание программ исследовательской деятельности, предусматривающим групповые и индивидуальные занятия. 6.Развитие сети дополнительного образования. |
|
3.Создание банка данных по вопросам реализации Программы. |
|
|
3 этап- 2020-2021 учебный год - рефлексивно- обобщающий |
1.Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка её результативности, оформление результатов. |
1.Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2.Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами. 3.Подведение итогов на педагогическом совете Центра оразования. 4.Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации /Программы. 5.Отчёт по реализации Программы. |
3 раздел
Основание направления деятельности по реализации программы
№ п/п |
Направление деятельности |
Цели, задачи |
Ожидаемый результат |
Ответственные |
1. |
Принятие к реализации «Программы повышения качества образования на 2016-2021 учебный год» членами педагогического коллектива |
Обеспечение доступности качественного образования, повышение эффективности использования средств, вкладываемых в образование, повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участниками |
· Повышение качества общего образования; · Улучшение оснащённости учебных кабинетов компьютерной техникой, своевременным учебно- лабораторным и демонстрационным оборудование; · Улучшение оснащённости школьной библиотеки, создание медиатеки, увеличение книжного фонда; · Улучшение МТБ общеобразовательного учреждение |
Директор, заместитель директора по УВР |
2 |
Распределение обязанностей и полномочий в системе управления качеством образования для достижения поставленных целей и решения задач (внесение изменений в должностные обязанности) |
Достижение необходимого информационного обеспечения, педагогического анализа, планирование, организация, контроль и регулирование всей образовательной деятельности школы |
Чёткая регламентация деятельности по реализации Программы. |
Директор |
3 |
Проведение мониторинга: · Отслеживание качественной успеваемости по предметам; · Отслеживание качественной успеваемости по классам; · Результаты итоговой аттестации |
Для заместителя директора по УВР: 1. Обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по предметам на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам по классам, по школе и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем. 2. Отследить уровень качественной успеваемости по предметам, результатов итоговой аттестации, успешности внеурочной деятельности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний. 3. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь). Для учителей: 1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от ступени к ступени. 2. Определить типичные ошибки в знаниях, умениях учащихся по предмету и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих ступенях. 3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности учащихся |
В результате своевременного выявления пробелов в ЗУН обучающихся, профессиональных затруднений по данной проблеме у учителей предупреждение дальнейших негативных тенденций в образовательном процессе.
|
заместитель директора по УВР |
4. |
Постоянное развитие профессиональной компетентности учителя
Создание в школе «копилки» передового опыта педагогов
|
Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, т.е. всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители). Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом |
Повышение квалификации педагогических работников. |
заместитель директора по УВР
|
5. |
Применение в процессе обучения информационных технологий |
Совершенствование методической системы обучения общеобразовательных предметов. Обучение школьников умению добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее; осуществлять исследовательскую деятельность. Умелое применение школьниками информационных технологий, компьютерных программ, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать пробелы |
ИКТ- компетентность учителей и учащихся
|
|
6. |
Работа школы по проблеме формирования устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения |
Цель: формирование у обучающихся потребности в учении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся. Задачи: 1. Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении учащихся. 2. Внедрение эффективных педагогических технологий. 3.Постоянное положительное эмоциональное подкрепление, продвижение учащихся вперед в изучении учебных дисциплин, в развитии интеллекта обучаемых. |
Повышение качества знаний учащихся
|
Заместители директора по УВР ВР; классные руководители.
|
4 раздел
Работа учителей с учащимися по повышению качества образования
Дата |
Проблема, ее причина |
Мероприятия по повышению качества обучения |
Прогнозируемый результат |
август |
1. Наличие учащихся, переведенных условно.
|
1. На основе анализа результатов работы за предыдущий год, подготовка рабочих программ, дидактических материалов, презентаций на новый учебный год. 2. Разработка планов подготовки учащихся к олимпиадам по предмету.
|
1. Устранение неуспеваемости. 2. Разработка рабочих программ и расширение базы наглядных пособий. 3. Повышение качества подготовки детей. |
сентябрь |
Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе
Проблема преемственности при переходе из 1-й во 2-ю ступень обучения
|
1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с итогами аттестации за предыдущий год и с проблемами при подготовке детей к итоговой аттестации 2. Знакомство классных руководителей с новыми учениками, составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика. 3. Знакомство родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы. 4. Проведение входного контроля знаний и на основе полученных данных организация повторения «западающих» тем курса. 5. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 6. Занятия с первоклассниками «Введение в школьную жизнь», усвоение школьных правил 7. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения. |
1 Активизация мотивации обучения. Знакомство учащихся с нормами и правилами аттестации 2. Адаптация учащихся к учебному труду. 3. Повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе школьников. 4. Рациональная организация повторения (повторение только «западающих» тем). Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, повышение качества знаний. 5. Повышение имиджа учреждения. 6. Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег. 7. Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся. |
октябрь |
Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, том числе и по новым предметам.
Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации
Появление у учащихся нежелательных оценок, свидетельствующих об отрицательной динамике в знаниях ; неудовлетворённость успеваемостью у учащихся и их родителей |
1.Организация щадящего режима в начале изучения новых предметов 2. Анализ результатов текущего контроля 3. Консультации по запросам учащихся и родителей 4. Проведение предметных недель 5. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров и круглых столов. 6.Подготовка учащихся к предметным олимпиадам 7. Участие в профессиональных педагогических конкурсах .
|
1. Развитие у детей метапредметных знаний. Привыкание к обучению новым предметам 2. . Корректировка планов работы. Создание плана работы со слабоуспевающими учащимися. 3. Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем 4.Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 5. Повышение качества преподавания. 6. Повышение качества знаний у мотивированных учащихся 7. Повышение качества проектно-исследовательских проектов 8. Повышение качества знаний |
ноябрь |
Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией за четверть, полугодие
Наличие отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости
|
1. Проведение педагогического совета на тему «Предварительные итоги I четверти». 2. Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими. 3. Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам. 4. Подготовка проектно-исследовательских работ. 5. Анализ итогов I четверти по классам. 6. Проведение родительских собраний по итогам I четверти. 7. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 8. Участие в профессиональных педагогических конкурсах
|
1. Список учащихся, требующих в конце I четверти особого внимания («резерв», неуспевающие) 2. Сокращение числа учащихся окончивших I четверть с одной «3» или «4». 3. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 4. Развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя. 5. Корректировка учебно-тематического планирования. 6. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. 7. Повышение качества преподавания (обмен опытом, работа в творческих группах) 8. Развитие нравственных качеств школьников. 9. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. |
декабрь |
Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам первого полугодия
Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия Наличие отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости
|
1. Проведение совещания при директоре на тему «Предварительные итоги I полугодия» 2. Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими. 3. Оперативная связь с родителями посредством контроля за ведением дневников, индивидуальная работа с родителями 4. Проведение промежуточного контроля знаний. 5. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов.
|
1. Список учащихся, требующих в конце полугодия особого внимания. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. 2. Сокращение числа учащихся, окончивших I полугодие с одной «3» или «4». 3. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей 4. Выяснение причин пробелов в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов. 5. Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся. 6. Активизация мотивации обучения. 8. Повышение качества знаний 9. Возрастание престижа знаний в коллективе учащихся |
январь |
Недостаточное внимание к учащимся, с высокой мотивацией (одарённые дети)
Снижение престижа активной познавательной деятельности
|
1. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов. 2. Участие детей в районных и областных научно-практических конференциях. 3. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 4. Работа методических объединений и творческих групп. |
1. Возрастание престижа знаний в коллективе учащихся. Увеличение числа хороших учащихся (либо сохранение их числа постоянным). 2. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Повышение качества знаний. 3. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 4. Повышение качества знаний по отдельным предметам и развитие метапредметных знаний. |
февраль |
Предварительная аттестация
Накопление пробелов знаний у отдельных учащихся
|
1. Выявление групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими 2. Родительское собрание. 3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров и круглых столов. |
1. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 2. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих учащихся и учащихся, успевающих с одной «3» 3. Повышение качества знаний. 4. Повышение качества уроков |
март |
Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок
|
1. Анализ объема домашних заданий. Проведение оздоровительных мероприятий в рамках программы «Здоровье» 2. Проведение совещания при директоре на тему «Предварительные итоги III четверти. 4. Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими 5. Проведение родительского собрания «О мерах по улучшению итогов III четверти » 6. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков
|
1. Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег 2. Составление списка учащихся, требующих в конце III четверти особого внимания. 3. Сокращение числа учащихся окончивших III четверть с одной «3» или «4». 4. Корректировка планов и учебно-тематического планирования. 5. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.
|
апрель |
Недостаточно прочное освоение учебного мате риала, пройденного за год
Недостаточное знание родителями специфики работы учителей
|
1. Организация текущего повторения материала, пройденного за год 2. Подготовка учащихся 4-х классов к промежуточной аттестации. 3. Консультирование по вопросам промежуточной аттестации. 4. Проведение «Дня открытых дверей». |
1. Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала. 2. Психологическая готовность к сдаче промежуточной аттестации. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. 3. Повышение качества знаний. 4. Развитие у детей социальных компетенций. |
май |
Проблема успешного проведения годовой промежуточной аттестации
Проблема организации окончания учебного года и промежуточной аттестации школьников
|
1. Проведение совещания при директоре на тему «Предварительные итоги II полугодия» 2. Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими. 3. Проведение итогового контроля знаний (промежуточная аттестация). 4. Подготовка учащихся 4-х классов к промежуточной аттестации (в том числе и психологическая). 5. Консультирование по вопросам промежуточной аттестации 6. Анализ результатов работы учителя за год. 7. Планирование курсов повышения квалификации на следующий учебный год.
|
1. Список учащихся, требующих в конце года особого внимания. 2. Сокращение числа учащихся окончивших четверть и год с одной «3» или «4». 3. Выяснение проблемных тем в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов. Повышение качества знаний. 4. Четко организовывается успешная годовая аттестация. Психологическая готовность к сдаче промежуточной аттестации. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. 5. Повышение качества знаний выпускников. 6. Совершенствование учебно-тематического планирования и методического обеспечения учебного процесса. 7. Повышение качества преподавания. 8. Активизация мотивации обучения. |
июнь |
Проблема итоговой аттестации
Проблема занятий с детьми, условно переведёнными
|
1. Подготовка учащихся 4-х классов к промежуточной аттестации (в том числе психологическая). 2. Анализ результатов промежуточной аттестации. 3. Организация индивидуальных занятий с условно переведёнными учащимися 4. Проведение индивидуальных бесед с родителями об организации летних занятий с детьми |
1. Успехи в сдаче промежуточной аттестации. 2. Совершенствование программы подготовки к промежуточной аттестации. 3. Готовность учащихся к новому учебному году |
5 раздел
Критерии и показатели системы оценки качества образования в МКОУ «Центр образования Смородинский»
Система оценки качества образования включает в себя комплекс критериев, показателей и индикаторов, который в полной мере будет соответствовать задачам повышения качества образования на уровне учителя и школы. (См. «Положение о внутришкольной системе оценки качества образования»)
Критерий «Качество условий образовательного процесса» |
Оценка качества укомплектованности педагогическими кадрами ОУ |
|
Оценка материально-технического обеспечения |
|
Оценка санитарно-гигиенических и безопасных условий |
|
Оценка выполнения Закона «Об обязательном общем образовании» |
|
Оценка обеспечения психолого-педагогического комфорта в ОУ |
Критерий «Качество содержания образовательного процесса» |
Оценка эффективности управления |
|
Оценка программно-методического обеспечения |
|
Оценка доступности образования |
|
Контингент обучающихся |
Критерий «Качество результатов образовательного процесса» |
Оценка предметно-методических достижений педагогов |
|
Внеурочные достижения обучающихся |
|
Уровень успеваемости, усвоения общеучебных навыков и умений, результативность промежуточной аттестации. |
|
Уровень воспитанности обучающихся |
|
Доля выпускников ДСП, имеющих показатели готовности к обучению в школе соответствующие норме |
|
Доля учащихся, окончивших школу на «4» и «5» |
|
Количество детей, принимавших участие в творческих конкурсах: * муниципальный уровень * региональный уровень федеральный уровень |
Критерий «Кадровый потенциал» |
Наличие молодых специалистов, |
|
Доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование /в %/ |
|
Наличие педагогов, имеющих учёные степени (количество) |
|
Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории /в %/ |
|
Доля не аттестованных педагогов (за исключением молодых специалистов со стажем работы до 3 лет) /в %/ |
|
Доля педагогов, повысивших квалификацию за 5 лет (в % от общего числа) (имеют подтверждающий документ) |
|
Наличие педагогов, принявших участие в конкурсном движении: * муниципального уровня; * регионального уровня; * федерального уровня; международного уровня. |
|
Наличие педагогов, ставших победителями и призёрами в конкурсном движении: * муниципального уровня; * регионального уровня; * федерального уровня; международного уровня. |
Материально-техническая база |
Наличие инфраструктуры, поддерживающей здоровье в соответствии с нормативными требованиями: * наличие медицинского блока; * наличие спортивного зала; * наличие спортивной площадки; * наличие бассейна; * наличие дополнительных помещений для занятий физической культурой и спортом |
|
Наличие инфраструктуры для развития детей * наличие комнаты интеллектуального развития детей; * наличие комнаты художественно-эстетического развития детей; * наличие комнаты экологического развития детей и др. |
Создание безопасных условий пребывания участников образовательного процесса |
Соответствие условий требованиям СаНПиН: * соблюдение требований к участку общеобразовательных учреждений; * соблюдение требований к зданию; * соблюдение требований к помещениям и оборудованию ОУ; * соблюдение требований к естественному и искусственному освещению; * соблюдение требований к спортивным помещениям; * соблюдение гигиенических требований к расписанию занятий |
|
Наличие случаев детского травматизма в ОУ |
|
Наличие случаев взрослого травматизма в ОУ |
|
Готовность ОУ к образовательной деятельности: * без замечаний по результатам приёмки * с замечаниями |
|
Выполнение натуральных и денежных норм по питанию (основные продукты) в процентах на одного ребенка. |
|
Доля пропущенных по болезни детодней (за исключением ветряной оспы) |
Инновационная деятельность ОУ |
является опытно-экспериментальной, опорной, демонстрационной, проектной, ресурсной площадкой: |
|
Представление опыта ОУ в мероприятиях научно-методического направления на: * муниципальном уровне; * региональном уровне; федеральном уровне подтверждение в документах |
|
Участие ОУ в конкурсных мероприятиях (да – нет; количество): * муниципального уровня * регионального уровня * федерального уровня международного уровня подтверждение в документах |
|
Наличие призовых мест ДОУ в конкурсных мероприятиях: * муниципального уровня * регионального уровня * федерального уровня международного уровня подтверждение в документах |
Удовлетворённость деятельностью ОУ потребителями образовательных услуг |
Доля родителей, удовлетворённых деятельностью ДОУ (в %) |
|
Наличие официальных жалоб от участников образовательного процесса на деятельность учреждения (подтверждённых фактами при рассмотрении |
6 раздел
Примерный план мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2016-2019 уч. годы
Школьный уровень
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Диагностика одаренных детей |
Февраль
|
|
2. |
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся |
Март
|
Зам. директора по УВР |
3. |
Организация патронажа учителями-предметниками способных учащихся |
Март |
Зам. директора по УВР |
4. |
Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся |
Май, |
Зам. директора по УВР |
5. |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
Октябрь |
Зам. директора по УВР |
6. |
Участие в районных, областных олимпиадах |
Ноябрь, декабрь |
Зам. директора по УВР |
7. |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы « Одаренные дети » |
январь |
Администрация |
8. |
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
9. |
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми |
Постоянно |
Учителя |
10. |
Чествование победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей на конкурсе «Ученик года» |
апрель |
Администрация |
11 |
Организация работы с обучающимися. |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР |
12 |
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей |
постоянно |
Зам. директора по УВР |
13 |
Участие одаренных детей в различных творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
14 |
Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
15 |
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
апрель |
Администрация |
16 |
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
постоянно |
Администрация |
17 |
Проведение предметных недель и декад |
Февраль-март |
Зам. директора по УВР |
7 раздел
Перспективный план повышения квалификации педагогов (курсы)
№ п/п |
Ф.И.О. педагогического работнка |
Предмет |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
Мастеркова В.М. |
руководитель |
|
|
+ |
|
|
2 |
Ильина Е.Г. |
зам.директора по УВР |
|
|
+ |
|
|
3 |
Изотова Т.П. |
учитель начальных классов |
|
|
|
|
|
4 |
Котова Ю.Э. |
учитель начальных классов |
|
|
|
|
|
Аттестация
№ п/п |
Ф.И.О. педагогического работнка |
Предмет |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
Мастеркова В.М. |
руководитель |
+ |
|
|
|
|
2 |
Ильина Е.Г. |
Зам. по УВР |
+ |
|
|
|
|
3 |
Изотова Т.П. |
учитель начальных классов |
|
|
+ |
|
|
4 |
Котова Ю.Э. |
учитель начальных классов |
|
|
|
+ |
|
8 раздел
Примерный план-график классно-обобщающих контролей
в 2016-2021 учебном году
Класс |
Сроки контроля |
Цель контроля |
Формы контроля |
Ответственные |
4 |
Октябрь |
Выявить уровень сформированности детского коллектива, степень готовности к обучению в среднем звене |
Посещение уроков, внеклассных мероприятий, анкетирование учащихся педагогом-психологом, собеседование администрации с классным руководителем |
Администрация |
9 раздел
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников центра образования (детского сада и начальной школы).
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.
Развитие познавательного интереса ребенка на дошкольной ступени решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности дошкольной ступени и начальной ступени образования, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Алгоритм работы по преемственности
1 этап - поступление ребенка в дошкольное структурное подразделение: учет и постановка детей в дошкольное структурное подразделение, медицинское обследование, адаптационный период ребенка при поступлении в дошкольное структурное подразделение, педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- проведение общих педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
- проведение открытых уроков и занятий
- ведение индивидуальных диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
- выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе, % неуспевающих и второгодников)
3 этап – плавный переход из детского сада в школу.
Педагогическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
№ |
Название |
Сроки |
Ответственные |
Работа с педагогами |
|
||
1 |
Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе |
2 неделя октября |
Администрация |
2 |
Анализ программы обучения и воспитания в 1 классе |
4 неделя октября |
Администрация |
3 |
Анализ программы воспитания и обучения в подготовительной группе детского сада |
4 неделя октября |
Администрация |
4 |
Посещение воспитателями в 1 классе |
октябрь |
Заместитель директор по УВР |
5
|
Посещение учителями занятий в детском саду: |
Ноябрь-декабрь |
|
- в начале учебного года Цель: знакомство с детьми подготовительной группы и формами работы |
|||
- во второй половине года Цель: анализ уровня полученных ЗУН, творческих способностей детей детского сада. |
Февраль-март |
||
6. 6 |
Совместные заседания Педагогического совета с педагогами ДСП и школы Вопросы для обсуждения: - состояние работы по обучению рассказыванию в подготовительной группе - творческое развитие детей - итоги воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе школы |
апрель |
Заместитель директор по УВР |
7. 7 |
Совещание «Вопросы преемственности физического воспитания в детском саду и школе» |
май |
Администрация |
. 8 |
Педагогический совет по переводу учащихся 1 классов |
май |
Администрация, заместитель директор по УВР |
|
Работа с родителями |
|
|
1.
|
Родительские собрания |
октябрь |
Заместитель директор по УВР |
«Задачи детского сада и семьи по подготовке детей к школе» |
|||
- «Итоги усвоения детьми программы подготовительной группы» |
апрель |
Заместитель директор по УВР |
|
2.
|
Тематические выставки |
|
Заместитель директор по УВР |
«Что должен уметь первоклассник» |
декабрь |
||
«Поступление в школу – важное событие в жизни детей» |
март |
||
3. |
Выставки детских работ |
в течение года |
|
4. |
День открытых дверей для родителей и учителей Цель: знакомство с работой воспитателей по подготовке детей к школе |
май |
|
5. |
Индивидуальные консультации для родителей |
в течение года |
|
6. 6 |
Родительский всеобуч (для родителей будущих первоклассников) |
в течение года |
|
7. 7
|
«Организация работы «Школа будущего первоклассника» |
Март-апрель 8 занятий |
|
Анализ работы «Школы будущего первоклассника. Вопросы подготовки детей к школе» |
май |
||
|
Работа с детьми |
|
|
1.
|
Экскурсии детей в школу |
декабрь |
Воспитатели |
- знакомство со школой |
|||
- посещение мероприятий |
В течение года |
||
2. |
Объединённая выставка рисунков детей подготовительной группы и 1 класса |
ноябрь |
Воспитатели, учителя начальных классов, заместитель директор по УВР |
3 |
Показ учениками начальной школы театрализованных представлений для дошкольников. |
В течение года |
Заместитель директор по УВР |
4 |
Изготовление поделок и сувениров для украшения территории ЦО к Новогоднему празднику. |
В течение года |
Учителя начальных классов, заместитель директор по УВР |
5 |
Помощь в организации и проведении экскурсий для дошкольников. |
В течение года |
Заместитель директор по УВР, учителя начальных классов |
6 |
Совместные праздники |
В течение года |
Заместитель директор по УВР |
- 1 сентября |
сентябрь |
||
- «Прощание с детским садом» |
май |
||
Наглядно-информационная агитация |
|
||
1 |
Информация на сайте школы «Прием в 1-ый класс» (о начале приема в 1-ый класс, правила приема, образовательные программы |
В течение года |
Администрация |
2 |
Оформление наглядных материалов для родителей (папок-передвижек, создание памяток, буклетов) |
В течение года |
Воспитатель |
Мониторинг |
|||
1 |
Мониторинг родителей «Оценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени преддошкольного образования» |
Май |
Заместитель директор по УВР |
2 |
Мониторинг промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования |
Сентябрь |
Воспитатель |
3 |
Индивидуальная диагностика первоклассников, проходящих адаптацию |
Декабрь |
Учитель начальных классов |
4 |
Создание портфолио дошкольника - выпускника |
Май |
Воспитатель |
5 |
Итоговое совещание. Представление отчета по реализации плана по преемственности |
Май |
Администрация, заместитель директор по УВР |
Формы осуществления преемственности
I. Работа с детьми:
1) экскурсии в школу;
2) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
3) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
4) выставки рисунков и поделок;
5) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
6) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
7) участие в театрализованной деятельности;
8) беседы о школе рассматривание картин, чтение худ. литературы, знакомство со школьными атрибутами;
9) дидактические игры и др.
II. Работа с педагогами:
1) совместные Педагогические советы ЦО (ДСП и школа);
2) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
3) взаимодействие педагогов ЦО (ДСП и школа);
4) открытые показы образовательной деятельности в ЦО (ДСП и школа); и открытых уроков в школе;
5) педагогические наблюдения.
III. Работа с родителями:
1) совместные родительские собрания с педагогами ДСП и учителями школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) консультации с педагогами ДСП и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7) визуальные средства общения.